Форма агентского договора разрабатывается туроператором, и турагентствам в этой связке всегда навязываются в заведомо невыгодные условия, которые они не могут перенести в договор с туристом, т.к. договоры с частными лицами регулируются законом о защите прав потребителей. «Фактически туроператоры считают турагентов полными идиотами, когда в попытке защитись свои интересы включают в договоры совершенно абсурдные положения. Этому надо положить конец и ввести законодательное регулирование договоров туроператор-турагентство», — отметил в своём докладе на XII выездной Конференции Альянса Туристических Агентств (АТА) Алексан Мкртчан, основатель сети турагентств «Розовый Слон».

Тема оказалась настолько болезненной для турагентского рынка, что на ней остановился в своём выступлении и Виктор Акулинин, руководитель турагентства «Спутник-Тамбов». «Фактически, не исполнение норм отраслевого Закона в части договорных отношения между туроператором и турагентом приводит к полному разрушению логики разделения ответственности и всего технологического процесса реализации турпродукта, который в нем прописан. Суть моего предложения регулятору отрасли в том, чтобы туроператор имел право осуществлять деятельность только при условии применения договора с турагентом, который соответствует нормам отраслевого Закона. То есть, при подаче документов на осуществление туроператорской деятельности, туроператоры должны будут предоставить вариант договора между туроператором и турагентом, который будет фактически ими применяться, и при этом соответствовать нормам ФЗ «Об основах турдеятельности». Кроме этого, надо ввести норму об исключении туроператора из реестра в случае выявления нарушения им законодательно установленных требований к заключаемому с турагентом договору», — предложил г-н Акулинин.

«Турагент в сложившейся договорной цепочке находится в заведомо невыгодном положении. Форма агентского договора разрабатывается туроператором, и рядовой турагент в подавляющем большинстве случаев не имеет возможности влиять на содержание договора. Туроператор в агентском договоре предусматривает множество условий, которые преследуют своей целью защиту его интересов и не могут быть включены в договор реализации туристского продукта, поскольку не соответствуют законодательству о защите прав потребителей и могут ущемлять права потребителя, предусмотренные законом», — пояснил Алексан Мкртчан. Таким образом, турагент вынужден соглашаться на условия агентского договора, которые на практике не всегда могут быть реализованы в отношении туриста.

Глава «Розового Слона» привёл в этой связи следующие вопиющие примеры навязывания туроператорами своим агентствам невыполнимых условий, параллельно ущемляющих и права туристов (названия туроператоров редакция «запикала» троеточиями, т.к. приведённые примеры характерны для большинства игроков туррынка):

— Туроператор «…»: п. 4.2 предусматривает, что при не поступлении оплаты за турпродукт, изменении условий бронирования турпродукта, отказе от подтвержденного бронирования по инициативе ТУРАГЕНТА, ТУРОПЕРАТОРУ возмещаются фактически понесенные им расходы. Фактическими расходами ТУРОПЕРАТОРА являются денежные средства, уплаченные им, в том числе неустойки и штрафы, оплаченные во исполнение обязательств по договорам с контрагентами. Суммы фактических расходов ТУРОПЕРАТОРА в зависимости от сроков изменений условий бронирования и аннуляции могут составлять: в срок от 0 дней до 3 дней -100%, в срок от 4 дней до 7 дней -75%, в срок от 8 дней до 14 дней -30%, в срок от 15 дней до 21 дня -20%, в срок от 22 дней и более -20 у.е., в срок от 22 дней и более по России и Абхазии — 500 рублей.

«Однако турагент, в свою очередь, лишен возможности информирования туриста о штрафах и (или) размере фактически понесенных расходов до отмены тура. Дело в том, что расходы не могут быть заранее известны и определяются по факту отказа заказчика от договора (ст.782 Гражданского кодекса РФ, ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей»). А значит, любая проверка Роспотребнадзора оштрафует турагентство, которое использует такие условия в договоре с туристом», — пояснил Алексан Мкртчан.

— Туроператор «…»: п.2.8 туроператор вправе производить замену услуг на такие же или лучшие, а также менять сроки в пределах суток. Также туроператор обязывает турагента предусмотреть данное условие в договоре реализации туристского продукта.

«Данный пункт содержится в договорах практически всех туроператоров. Формально пункт о возможности замены услуг на услуги качеством лучше можно включать в договор реализации турпродукта, более того, это является необходимостью в текущих реалиях. Тем не менее, именно по данному пункту могут возникать вопросы у Роспотребнадзора с последующим штрафом турагента, и трактоваться как одностороннее изменение условий договора, т.е. условие, ущемляющее права потребителя», — отметил Алексан Мкртчан.

— Туроператор «…»: п.7.3 предусматривает возможность увеличения стоимости туристского продукта без указания на оплаченную часть, при этом туристам предлагается либо согласиться на изменения, либо аннулировать туристский продукт с фактически понесенными расходами.
«Указанный пункт не может быть включен в договор турагентство-турист, так как ущемляет права потребителя. Даже указание на возможность изменения стоимости туристского продукта на неоплаченную часть в связи с колебаниями курсов валют может расцениваться некоторыми территориальными органами Роспотребнадзора как нарушение прав потребителя», — пояснил собеседник.

— Туроператор «…»: п. 4.3.2 дает туроператору право аннулировать турпродукт в одностороннем порядке по различным причинам, в том числе с удержанием фактически понесенных расходов.
«Данный пункт не может быть включен в договор реализации туристского продукта, так как ущемляет права потребителя. В рамках судебного разбирательства такой пункт в договор с туристом будет признан недействительным в соответствии со ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителя»», — добавил эксперт.

«В связи с этим, на наш взгляд, эффективной мерой для минимизации риска нарушения прав туристов и турагентов туроператорами является законодательное регулирование содержания договорных отношений между турагентом и туроператором, а также запрет включения в данный вид договора условий, могущих ущемить права туриста как потребителя», — предложил г-н Мкртчан.

Источник: https://www.tourprom.ru/news/42308/


Дата:
Категория СМИ о нас