Журнал «Турбизнес»
Наш портал выяснил, на какой компромисс в спорном вопросе о СРО готово пойти курирующее туротрасль Министерство культуры и каковы сейчас аргументы защитников этого нововведения.
Споры вокруг введения механизма саморегулирования агентского рынка продолжают будоражить туристический рынок. Напомним, что в конце минувшей недели ряд экспертов – противников введения СРО провел в Москве пресс-конференцию, в ходе которой, в честности, было заявлено, что туристические СРО — «абсолютно бюрократическая затея, которая лишь даст простор для манипуляции на рынке и для коррупции».
Также участники пресс-конференции выступили за замену идеи СРО в туризме на введение Реестра турагентств по образцу уже существующего Реестра туроператоров.
А в минувшую среду в Министерстве культуры состоялось совещание на тему целесообразности обязательного саморегулирования турагентств, которое вела заместитель министра культуры Алла МАНИЛОВА.
Как заявила в ходе обсуждения г-жа Манилова, сейчас иные пути регулирования, кроме СРО, нереализуемы. «Реестр турагентств был отметен Минэкономразвития в самом начале работы над законопроектом. И мы не имеем возможности вернуть этот способ регулирования в документ. Патенты никак не защитят туристов. А именно в этом основная задача законопроекта – усиление защиты прав туристов», — отметила г-жа Манилова.
Между тем в конце обсуждения Алла Манилова предложила дать турагентствам возможность выбора – если агентство работает от имени и по поручению туроператора, то оно может не вступать в СРО. Если нет такого договора – тогда агентство обязано быть членом СРО.
Впрочем, сторонники введения СРО – члены альянса в преддверии перенесенного на начало осени второго чтения законопроекта об изменениях в Закон о туризме продолжают обосновывать свою позицию.
Так, по словам гендиректора компании «Спутник – Домодедово» Александра ИОСОФЯНА, «чем больше слышу критики в адрес СРО, тем больше убеждаюсь, что данный закон необходимо вводить. И чем раньше, тем лучше. Все разговоры о дополнительной нагрузке на турагентства – это обычное лицемерие: те, кто постоянно говорит об этом, имеют свои цели и задачи.
Некоторые туроператоры не приветствуют принятие СРО, потому что придется реализовывать свой продукт не через всех подряд, а только через определенный круг агентств. Более того, эти агентства будут объединены, и с ними придется вести диалог на паритетных условиях, что ставит туроператора в определенную зависимость.
Различные сетевые объединения не выступают за Закон о СРО, потому что в перспективе он может ослабить их влияние на рынке. Ни для кого не секрет, что многие объединения существуют исключительно благодаря предоставлению повышенной комиссии от операторов. По мере того, как этот фактор будет терять свою актуальность, будут терять актуальность и сети.
И наконец, почему СРО не приветствуют сами турагентства? Дело даже не в том, что за членство необходимо платить, и плата эта высока. Важно то, что СРО – это определенные стандарты, которым надо соответствовать, и это контроль, то есть станет невозможным работать «по-черному».
Исходя из всех вышеперечисленных факторов, делаем вывод: современный туррынок панически боится всего, что может ограничить действующую «вольницу», к которой все привыкли и не хотят расставаться, а в СРО видят прямую угрозу существованию нынешнему сомнительному порядку».
Гендиректор компании «Спутник – Тамбов» Виктор АКУЛИНИН, в свою очередь, отмечает, что «современный рынок туриндустрии России характеризуется отсутствием правил цивилизованной работы турагентов. Государство давно не уделяло внимания этому сектору турбизнеса. Как, впрочем, и общественные организации самого турбизнеса.
Отсюда и множество проблем, мешающих нормальному развитию рынка: демпинг, отсутствие у субъектов агентского рынка финансовых и материальных возможностей в силу разобщенности и раздробленности, непрозрачность финансовых операций, низкая квалификация сотрудников, искаженная статистика состояния туррынка и правовая незащищенность турагентов и потребителей в силу противоречий в законодательстве.
Предлагаемый Реестр турагентств, да еще при «Турпомощи», не решает ни одной из перечисленных проблем.
«Турпомощь», еще не до конца сформировавшаяся организация и еще не решившая всех проблем туроператорского рынка, уже хочет регулировать рынок агентский. Вопрос – за чей счет? Что это дает агентствам?
В отличие от этих вопросов к искусственно-проектируемому образованию в обществе уже имеется реально действующая альтернатива – Закон о СРО, который и был принят для введения правил и наведения порядка в проблемных секторах экономики».
Наконец, гендиректор ООО «Едемвотпуск.ру» Ирина СЕМЕНОВА отмечает, что «сегодня Северо-Западный регион наиболее показателен в туристической отрасли, поскольку именно на его территории произошла яркая череда падений туроператоров и возникновения проблемных ситуаций с турагентствами. Суды заполнены исками туристов к турагентствам, так как они не смогли получить денег ни от туроператоров, ни от страховых компаний. Турагент сегодня совершенно не защищен.
Принятие Закона о СРО позволит урегулировать существующий хаос на внутреннем рынке, очистить его от турагентств-мошенников и турагентств-однодневок, снизить количество «пирамид» и повысить репутацию турагента».