В начале августа Альянс Туристических Агентств (АТА) организовал в сети Интернет (соцсети, популярные профессиональные форумы и группы) обсуждение условий работы туристского бизнеса в соответствии с новым законодательством. Прежде всего, имеется ввиду вступление в силу с 1 января 2017 года изменений в Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (внесены законом 49-ФЗ).
По результатам сложной дискуссии АТА информирует о предварительных итогах проведенного обсуждения.
- Прежде всего, необходимо отметить, что большая часть работников туризма не читала новый закон, несмотря на то, что он принят в марте этого года. Основной посыл – «вот второго января и посмотрим, как жить будем».
- Большинство специалистов, ознакомившихся с принятыми поправками, считают, что необходимо до мелочей прописать ответственность агентства до момента оплаты за тур и полную ответственность оператора после получения оплаты от агента.
- Очень часто поднимался вопрос об «обелении туррынка» — от требования оплаты исключительно по безналичному расчету до варианта полной оплаты за тур оператору с последующим возвратом комиссии на расчетный счет по отчету агента.
- Неоднозначно был восприняты положения о взаимодействии ТА — ТО. В новой редакции прописана необходимость наличия у агента доверенности от туроператора на реализацию туров. Но остро возник вопрос, готов ли оператор дать такую доверенность каждому агенту «просто так» или будут введены требования каких-то финансовых гарантий своей порядочности агенту — от депозитов до фингарантий. Непосредственно депозиты были однозначно признаны как самое неудачное и вредное предложение. Ведь агент работает не с одним — двумя операторами, а как минимум с 8-10. Да и некоторым операторам впору самим давать гарантии агенту!
- Активно было поддержано предложение о введении единого унифицированного договора между агентом и туристом. В обсуждениях было отмечено, что данный договор, прошедший все экспертизы и проверки, в том же РПН, смог бы более качественно защищать права как туриста, так и агента. При этом у проверяющих не возникало бы вопроса именно к тексту договора.
- Во время обсуждения также поднимались вопросы неоправданного демпинга со стороны агентств, о необходимости унифицировать и выложить на сайте АТА требования к доске информации в агентстве с постоянно обновляемыми документами.
- Активно обсуждался вопрос о реестре турагентов. Здесь необходимо ещё раз отметить, что новые положения закона, вступающие в силу с 1 января 2017 года, предусматривают только направление туроператорами в «Турпомощь» списков турагентов, с которыми они работают. Турагенты в этом процессе не участвуют, и, тем более, не обязаны оплачивать ведение таких списков. Никаких санкций (в том числе со стороны надзорных органов в лице Роспотребнадзора), а тем более запрета на осуществление турагентской деятельности не предусматривается. Кроме того, законопроект Минкультуры о введении единого федерального реестра турагентов четко определяет, что реестр, согласно поручению Президента России, будет бесплатным и вести его будет орган исполнительной власти.
Утверждения, что реестр турагентов при «Турпомощи» будет обязательным, а не вхождение в реестр будет предусматривать санкции и запрет на ведение турагентской деятельности не соответствуют действительности и являются прямым введением в заблуждение представителей турбизнеса с целью получения доходов. Эти действия должны стать предметом рассмотрения юристов и соответствующих органов.
Обсуждение новых условий работы турбизнеса с 1 января 2017 года продолжается, а его результаты и предложения будут направлены депутатам Государственной Думы VII созыва, которые начнут работу в ближайшее время.
Думаем, что предложения необходимо обсудить с АТОР.
(информация об итогах обсуждения предоставлена В. Коневым, г. Курск)