В январе 2014 года Правлением Альянса туристических агентств (АТА) было принято решение о подготовке предложения по типовому договору о реализации туристского продукта, заключаемого между агентом и туристом. Итогом стал факт разработки такого договора, который АТА рекомендовал для использования членами альянса. Договор, представленный туристическому рынку, соответствовал положениям закона, которые действовали в то время.
Более того, спустя некоторое время, Минкульт направил в АТОР договор, рекомендуемый к использованию (не утвержденный приказом), где фактически один в один повторялись положения того договора, который разработал альянс.
После вступления с 01.01.2017 г. в силу новой редакции Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» договор о реализации туристского продукта был приведен в соответствие с нормами обновленного законодательства правовой комиссией АТА. Но, в принципе, он отвечал и отвечает всем требованиям закона и интересам бизнеса — он защищает туристов и обеспечивает нормальную работу турагентов.
Появление на свет сейчас договора, принятого Минкультом, совершенно нового без учета комментариев наших юристов вызывает большое количество вопросов. Почему в качестве проекта висела одна версия договора, а в результате вышла совершенно другая версия? Она не обсуждалась ни с туроператорами, ни с агентским бизнесом. Не обсуждалось это и ни на совещаниях, ни на каких-то мероприятиях, в которых принимали участие представители Минкульта. В данном случае этот факт приводит к тому, что появляются документы, которые фактически по многим позициям являются плохо работающими или неработающими вообще. И с этим, конечно, необходимо инициировать какие-то встречи с представителями Минкульта, и направить туда соответствующие письма, которые должны быть рассмотрены ведомством. И поскольку это все-таки приказ, а не постановление Правительства, мы надеемся, что необходимые поправки будут внесены достаточно оперативно, поскольку многие воспринимают этот договор как обязательный к исполнению, хотя он носит необязательный характер. Мы надеемся, что Министерство культуры услышит мнение турагентского сообщества и бизнеса в целом и учтет эти замечания, о доработке которых мы говорим.
В связи с изложенным выше Альянсом туристических агентств (АТА) был разработан документ, который представлен ниже:
Приказом Министерства Культуры Российской Федерации № 2386 от 31.10.2016 г. утверждены типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристсткого продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Приказ зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации 13.04.2017 г. за № 46358.
Ассоциация турагентов по развитию туристического бизнеса «Альянс туристических агентств» считает, что форма договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком противоречит действующему законодательству РФ, а именно Федеральному закону № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
Так статьей 9 вышеназванного закона установлено, что: — «Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком». Однако в предложенной Министерством типовой форме исполнителем по договору является Турагент, а пункт 1.1. Договора гласит, что: — «В соответствии с Договором Исполнитель обязуется обеспечить оказание Заказчику комплекса услуг, входящих в туристский продукт, сформированный Туроператором, по договору о реализации туристского продукта (далее – Туристский продукт)…». А пунктом 3.1 Договора установлено, что: — «Исполнитель обязан оказать все услуги, входящие в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых Туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед Заказчиком».
Таким образом, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Туроператором своих обязательств перед Заказчиком ответственность будет возложена на Турагента, что прямо противоречит Федеральному закону № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
Более того, ст. 10 закона предусмотрено, что к существенным условиям договора о реализации туристского продукта наряду с остальными существенными условиями, в том числе, относятся:
— информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона);
— информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера.
Однако в утвержденной Министерством Культуры РФ форме договора о реализации туристского продукта данная информация отсутствует.
Ввиду изложенного Ассоциация турагентов по развитию туристического бизнеса «Альянс туристических агентств» полагает, что применение данной формы может повлечь негативную судебную практику для турагентов и считает, что данная типовая форма должна быть доработана и приведена в соответствие с Федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», а также с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».