Вчера в рамках онлайн выставки ОТМ: Лето 2022 на портале profi.travel прошел онлайн эфир на тему «Адаптируемся к новой реальности вместе: как турагенту пережить кризис в туризме?». Одним из спикеров эфира стал Алексан Мкртчян, вице-президент АТА и генеральный директор сети ТА «Розовый слон». Параллельно с Артуром Мурадяном, вице-президентом АТОР, генеральным директором туроператора Space Travel Алексан Мушегович отвечал на жизненно важные сейчас для любого турагента вопросы.
Суммируем главные советы турагентам из его энергичного, позитивного и эмоционального выступления:
1) Правила меняются. сейчас невозможно ругать ТО за постоянную «смену правил игры»- привычные схемы не просто изменились, они исчезли; ТО вынуждены заново подстраиваться к экономическим реалиям ежедневно, и агенты плывут в том же потоке. Агентства дезориентированы, они работают без надежды на возврат по несостоявшимся турам, иногда-без возможности сделать перенос тура на Россию по желанию туриста и без каких-то четких обещаний со стороны ТО. Те операторы, которые казались неуязвимыми, сейчас сильно подводят турагентов. Возврат по Постановлению предлагают продлить до конца 2023 г. АТА вносит встречное конструктивное предложение: операторы (в первую очередь из ТОП 5), рассчитавшиеся по ковидным турам вовремя, до конца прошлого года, должны бросить все силы на Россию, то есть выкупить( именно выкупить жесткими блоками) как можно больше номерного фонда на ключевых российских направлениях до конца 2022 г, по успешному примеру некоторых коллег-многопрофильных массовиков. Это даст именно турагентскому рынку а) возможность новых продаж в сезоне без «удара в спину» турагенту со стороны российских отелей, часто стремящихся в обход туроператора (и, конечно, агента) получить прямого туриста б) возможность предлагать туристу отдых в России ( перебронь у того же ТО) вместо ожидания возврата денег по несостоявшемуся зарубежному туру в течение еще полутора лет.
2) Изучайте Россию, чтобы продолжить работу в турагентском бизнесе. Продажи по России-цель номер один этого года; предыдущие несколько лет научили дальновидных агентов не сосредотачиваться на продажах только зарубежных туров, а изучать российский рынок и продавать все, что предлагают операторы-от Архипо-Осиповки до речных круизов и туров на Байкал. За прошедшие 6 лет доля продаж по России в компании «Розовый слон» выросла с 5% «для ассортимента» до 90% на сегодня. Благодаря этой гибкости мы можем продолжать зарабатывать и призываем агентов отключить снобизм «специалистов по зарубежке» и лень. Прогнозируем, что «выстрелят» Каспий, Абхазия, ждем бума на этих направлениях. Если вы еще не знаете/не умеете/не видели Россию-самое время учиться, перестраиваться и наращивать обьемы продаж по внутренним направлениям. Прогноз по зарубежным турам отнюдь не пессимистичный, несмотря на ситуацию с авиапарком и все финансово-банковские трудности ТО: есть Египет из региональных а/п Сочи и МинВод, планируется Турция, есть ОАЭ. Но ждать, «пока все станет хорошо», не нужно, нужно знать ключевой продукт и продавать здесь и сейчас. Ставка-на Россию. Главный совет турагентам: изучайте внутренние направления-рекламники, любые семинары и вебинары-если еще не начали, но хотите остаться «на плаву» в этом году.
3) Турагенты! Оставайтесь в профессиональном поле, помните, что вы не беззащитны и не поддавайтесь панике и эмоциональному шантажу туриста. Вы как турагент не должны принимать на себя бремя вины за ситуацию. Фактор вашей эмоциональной стабильности для продолжения работы не менее важен, чем вопрос «А что продавать-то?.» Если турагент задумывается «а надо ли мне продолжать бороться?»- нужно быть честным с самим собой. Если вы устали, вы эмоционально пусты, у вас нет желания и внутреннего стержня, чтобы преодолеть трудности и продолжить работать в отрасли-уходите; но-разумеется, после исполнения всех финансовых обязательств. Туризм-поле позитивных эмоций и внутренней силы, помноженной на профессионализм. Опыт «ковидного» года показал: те турагенты, кто справился и продолжил работу, отлично заработали в сезоне лета 2021; а почти 50% тех, кто ушел с рынка, глядя на стабилизировавшиеся продажи бывших коллег, осенью вернулись к работе. У наших агентств-партнеров юридическая защита-мощнейшая на турагентском рынке, это известно и агентам, и туроператорам. Разговаривайте с туристом, помогайте ему, делайте все, что дОлжно делать, но-не более этого!
Не давайте панике и страху, а тем более-угрозам туристов вывести вас из правогого и профессионального поля общения. Если вы исполнили все свои, агентские обязательства по договору с туристом- проконсультировали, заключили договор, забронировали, оплатили- вы ни в чем перед туристом не виноваты и не беззащитны.
Альянс турагентств продолжает работать, защищая интересы агентского сообщества: письмо о недопустимости чарджбека в отношении агентов уже отправлено нами в ЦБ, мы будем всеми силами препятствовать этому несправедливому разорению агентов со стороны банков. А наши юристы будут продолжать помогать вам и защищать вас, чтобы вы могли заниматься тем, чем хотите и любите-продажами туров. Отдых и туризм не потеряют актуальности, это смена приоритетов, направлений, перестройка, а не гибель. Кто из агентов это понимает, тот выживет и выиграет.