Две информационные системы дублируют друг друга.
На конференции Альянса туристических агентств (АТА), которая прошла 12 мая в Анапе, ее участники обратили внимание на задвоение функций двух систем, призванных отрегулировать туристический рынок, сделать его более прозрачным и безопасным для туристов.
Это реестр турагентств, куда с прошлого года туроператоры вносят информацию о своих розничных партнёрах, и электронная путевка. С 1 сентября туда понадобится передавать информацию о проданных турах, которые реализуются как раз турагентами.
Как отметила исполнительный директор АТА Наталия Осипова, реестр турагентств не решает основную задачу, ради которой он создавался, – защиту туристов. Более того, может ввести потребителей в заблуждение, поскольку в нем уже сейчас присутствуют компании, которые в принципе не ведут деятельность. Это случилось из-за того, что идеологи системы не учли специфики туристического рынка. Туроператоры, на которых законом возложена обязанность по внесению данных о розничных партнерах в реестр, не обладают информацией, ведут ли они деятельность. Соответственно, чтобы обеспечить актуальность реестра, поставщикам услуг необходимо создавать целые отделы, сотрудники которых будут заняты обзвоном турагентов и уточнением их статуса. Следить за каждым турагентом нереально, так как их счет идет на десятки тысяч.
«Зачем вводился реестр турагентов? Во-первых, посчитать их, во-вторых, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов туристов. Но получается, что реестр эту задачу не выполняет», – заявила, в свою очередь, руководитель правового департамента АТА Мария Чапиковская. И привела пример: «Туроператор автоматически вносит в реестр информацию о турагенте, с которым у него договор, но значит ли это, что этот субъект будет добросовестным? Конечно, нет. Никакой гарантии нет, в любой сфере рынка есть недобросовестные участники».
В электронной путевке данные о турагентах тоже будут присутствовать, так как договоры с туристами заключают именно они. В отличие от реестра эта система позволит увидеть, какие компании реально осуществляют деятельность, а какие нет, полагает Мария Чапиковская. «Мы полностью поддерживаем стремление рынка к прозрачности и, безусловно, поддержим внедрение тех технологий, которые направлены на защиту интересов туристов. Но одновременно обращаем внимание на то, что эти технологии не должны повторять друг друга и создавать дополнительную работу», – сказала руководитель правового департамента. При этом турагенты подчеркивают: в электронной путевке должна отображаться та сумма, которую туристы заплатили за тур.
Вице-президент АТА, основатель сети туристических агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян обратил внимание на еще один проблемный момент, связанный с федеральным реестром турагентств. По его словам, так как данные туда вносят туроператоры, розничные компании подчинены их воле. Возникают злоупотребления и барьер для развития бизнеса, который Алексан Мкртчян сравнил с крепостным правом.
В АТА делают вывод: реестр турагентств может заменить электронная путевка, которая превосходит его по функционалу, «как Мерседес – Запорожец».
Как было заявлено на конференции, по ее итогам будет оформлена единая позиция АТА по вопросам реестра и электронных путевок и направлена для рассмотрение в Госдуму и Минэкономразвития.
Есть надежда, что к мнению специалистов прислушаются. В своем обращении к участникам конференции председатель Комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев призвал альянс активнее подключаться к работе над новым отраслевым законом, который должен быть принят осенью. «Ваше мнение очень важно», – добавил депутат.