В четверг, 11 сентября, туристический рынок всколыхнули сразу два новых сообщения.
О банкротстве объявил туроператор «Южный крест». На данный момент за границей находится около 5,8 тысяч туристов. Как говорится в сообщении Ассоциации туроператоров России (АТОР), всего туроператор продал примерно 12 тысяч туров на ближайшее время. Ответственность оператора застрахована в компании ОСАО «РЕСО-Гарантия» на сумму 100 миллионов рублей.
Также возникли сложности у туристического агентства «Скай-тур». В среду в отделение столичной полиции по Мещанскому району обратились 20 граждан с заявлениями о мошенничестве со стороны сотрудников турфирмы. А на следующий день представители АТОР официально сообщили, что хозяин туристического агентства Кирилл Елатов скрылся с деньгами туристов, поэтому деятельность агентства прекращается, а офис опечатывается.
О последних новостях корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с Андреем Гавриловым, президентом Альянса туристических агентств России:
— Ситуация с агентством «Скай-тур» еще раз подтверждает: для того, чтобы рынок нормально работал, необходимы профессиональные стандарты. Например, у Ростуризма ведь нет реестра агентств, и это плохо. Мы, по мере своих возможностей, стараемся внедрять эти стандарты, создавать определенные требования: страхование гражданской ответственности турагента, с 1 января 2015 года мы создадим компенсационный фонд. И рекомендуем туристам, прежде чем оплачивать тур в агентстве, наводить о нем справки. Ведь такие примеры компрометируют весь бизнес в целом. О таких игроков на рынке нужно избавляться, и этому в первую очередь поможет, если туристы перестанут к ним обращаться.
— На «Скай-тур» раньше были жалобы?
— Этот рынок большой, мы пока не можем уследить за всеми. Тем более, «Скай» не входил в альянс. Правда, мы уже начинаем вести свой реестр, но пока это лишь на уровне проекта, саморегуляция рынка. Бизнес сам должен контролировать участников, которые работают на рынке. Тогда будет чистка рядов.
— В среду об уходе с рынка заявил оператор «Южный крест». Ощутил ли агентский рынок это?
— С ними работали добросовестные агентства. Теперь они, желая сохранить клиентов, вынуждены использовать для покрытия ущерба собственные средства. Это, разумеется, не так просто. Поэтому и нужны такие механизмы, как страхования, чтобы минимизировать ущерб. И средства нашего компенсационного фонда должны будут помочь турагентствам, которые пострадали по вине оператора. Все мы понимаем, что в первую очередь необходимо защитить интересы туриста, но в настоящее время агентства вообще «выпадают» из схемы рынка.
— С какими агентами работал «Южный крест»?
— Нельзя сказать, что они реализовывали только через одно агентство или сеть. Работали со всеми понемногу, правда, у самых крупных надежных агентств нашего рынка объемы продаж незначительные.
— Чего ждать на рынке в будущем?
— На самом деле, странно, что на этой неделе произошло аж три банкротства. Мы рассчитывали, что наши коллеги смогут продержаться до конца бархатного сезона, до октября. Так что это даже удивительно.
— А могут финансовые ямы, возникшие у туроператоров, достигать продаж до Нового года?
— В июле мы анализировали объемы бронирований: они оставались на уровне прошлого года. А потом покинула рынок «Нева», туристы переполошились… Я бы мог сказать, что здесь замкнутый круг: нестабильность рынка сама привела к снижению уровня бронирований, потому что некоторые люди перестали доверять агентствам и операторам. Но даже это сокращение не столь фатально – просто некоторые туроператоры не смогли вовремя сориентироваться и справиться со своими долгами. Это халатность! Ведь в прошлом году с рынка тоже ушло десять туроператоров – но цивилизовано, и туристы не пострадали. А в этом году и объемы гораздо больше – хотя бы у «Невы» и «Лабиринта», и общественный резонанс. А причины просты: недостаточное регулирование отрасли со стороны государства и низкое качество менеджмента внутри рынка.