1prime.ru
МОСКВА, 19 окт — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Комитету по социальной политике Совета Федерации предложил законопроект, согласно которому, затраты работодателей на отпуск сотрудников и членов их семей не будут облагаться налогом на прибыль. Правительство это предложение поддержало.
При этом, речь идет только о поездках по российским регионам, стоимость которых не превышает 50 тысяч рублей на одного человека. Кроме того, выбрать место проведения отпуска самостоятельно не получится – предполагается, что именно работодатели будут заключать договоры с туроператорами на поездки своих сотрудников по стране в течение всего года. В турпакет будет входить доставка до пункта назначения, размещение и питание, а также – опционно — экскурсии.
Авторы законопроекта рассчитывают, что помимо экономической и социальной составляющей, он также позволит поддерживать турпоток на российских курортах круглогодично и равномерно распределять отпуска сотрудников в течение года. По их оценкам, объем предполагаемых налоговых льгот в 2016 году составит 647 млн рублей, в 2017-м – 696 млн рублей, а в 2018-м – 745 млн рублей. Однако, эти выпадающие доходы должны вернуться в бюджет за счет роста внутреннего туризма и налоговых поступлений от организаций туротрасли.
Данный законопроект красиво звучит с социальной точки зрения, однако оснований для того шума, который вокруг него поднят, нет, считает эксперт по карьерному менеджменту института МИРБИС Тимур Кармазин. «Он затронет весьма незначительную часть работников, причем лишь работающих в крупных компаниях, малому и среднему бизнесу оплата отпусков сотрудников не по карману», — уверен эксперт.
В доказательство он приводит простые расчеты: если взять предприятие с численностью сотрудников 100 человек со средней зарплатой 40 тысяч рублей в месяц, то ежемесячный фонд оплаты труда составит 4 миллионона рублей, а ежегодный – 48 миллионов рублей. Законодатели предложили ограничить затраты на отпуск 6% от ФОТ, соответственно, в нашем случае это 2,88 млн рублей в год. При затратах в 50 тысяч рублей на человека этой суммы хватит на 57 человек. Если предположить, что в это число войдут и члены семей сотрудников, реально получить льготу смогут очень немногие.
Теперь посмотрим, что вернут предприятию – налоговый возврат с 2,88 млн рублей составит 576 тысяч рублей, а почти 2,3 млн рублей будут безвозмездно потрачены. Скорее, новацией воспользуются госпредприятия или предприятия с госучастием, поскольку чужие деньги тратить всегда проще, бизнесмен же не один раз подумает, достаточно ли у него доходов для подобного альтруизма, рассуждает эксперт. По его оценке, если брать за основу заявленную авторами законопроекта сумму выпадающих налогов на будущий год в 647 млн рублей, то получается, что в целом по стране предприятия потратят на отпуска сотрудников 3,235 млрд рублей. Этого должно хватить на 64,7 тысяч человек, что составляет всего 0,09% от 71 млн занятых россиян.
«Возможны всевозможные злоупотребления, как предоставление бесплатных путевок не нуждающимся, а избранным, «откаты» для турагентств или покупка заведомо более дешевых туров с присвоением разницы в цене», — полагает он. Все это чревато возникновением социальной напряженности в коллективе, а то и судебными разбирательствами. «У хороших руководителей возможность оплаты отпусков может стать неплохим инструментом для поощрения работников, но глобального экономического эффекта я не ожидаю, тем более, в кризис», — резюмирует Тимур Кармазин.
В свою очередь, туриндустрия может выиграть в случае принятия соответствующего закона, считает президент некоммерческого партнерства «Альянс туристических агентств» Андрей Гаврилов. «50 тысяч рублей на человека – это приличная сумма, позволяющая качественно отдохнуть и посетить много мест в России, поэтому новация будет востребована. Со своей стороны, при отлаженных механизмах взаимодействия она позволить обеспечить круглогодичную занятость туристической инфраструктуры. Сегодня курорты юга страны, кроме Сочи, работают по сезонному принципу, некоторую заполняемость дают лишь туристы, отдыхающие за счет ФСС. Если к этому добавится постоянный приток туристов, спонсируемых работодателем, то владельцы инфраструктуры смогут снизить затраты на консервацию или внесезонное обслуживание. Это, в свою очередь, поможет стабилизировать цены, избежав чрезмерного их завышения в высокий сезон», — сказал он.