tourprom.ru
«Сырой» законопроект по туризму к первому чтению Госдумы подойдет не раньше начала февраля, а его окончательное принятие в 3-м чтении может и вовсе растянуться до осенней сессии. Причина проста: в представленном правительством Медведева виде законопроект нереализуем, и, как неоднократно отмечали эксперты, угрожает «похоронить» весь отечественный турбизнес.
Примечательно, что сама «возня» чиновников Минкульта вокруг внесения законопроекта о туризме на утверждение в правительство, которая происходила осенью, породила целую конспирологическую версию о «заказчиках» столь порочного законопроекта. Напомним, что подготовленный экспертами турбизнеса вариант законопроекта изначально в целом был принят чиновниками Мединского, и даже опубликован на сайте министерства в качестве проекта. Однако провисел он в публичном доступе менее суток и таинственно пропал. Зато вместо вменяемого проекта появился тот, который сейчас как раз и внесён в Госдуму, и вызвал единогласное возмущение всех представителей турбизнеса – от Хабаровска до Калининграда. Как это могло получиться, и кто стоит за столь скандальным и явно враждебным для бизнеса законопроектом?
Эксперты высказывают предположение, что к разработке данной «версии» закона приложило руку чиновничье «сочинское лобби», посчитавшее, что на волне антироссийских санкций выездной туризм с помощью такого закона можно задушить окончательно, таким образом переключив весь выездной турпоток на внутренние курорты. К сожалению, что само это «лобби», что чиновники Минкульта совершенно не разбираются в тонкостях туризма и не понимают, что даже убив турагентства и туроператоров, они не переключат таким образом на внутренний отдых тех туристов, кто хочет путешествовать заграницей: в эпоху интернета они просто перейдут в разряд «самостоятельных туристов». При этом внутри страны обрушится бизнес множества турфирм, платящих налоги и кормящих множество сотрудников.
«Обстановка приближенная к боевой, но мы всеми силами будем продавливать необходимые изменения для этого законопроекта», — кратко охарактеризовал атмосферу прошедшего в четверг заседания Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. По оценке эксперта, ситуация такова, что турбизнес просто вынужден бороться за свое выживание. «Да, мы только за то, чтобы повысить ответственность туроператоров. И турбизнес готов в это вкладываться. Но то, что предлагает нынешний закон – просто технически нереализуемо», — оценил эксперт. При этом данную оценку поддерживают российские представители турбизнеса от Хабаровска до Калининграда, чьи мнения представлены на странице РСТ.
Основной камень преткновения – те «поборы и вложения» с турфирм, которые предусматривает данный закон для обеспечения «безопасности туристов». «Закон в 4-5 раз повышает финансовую нагрузку на туроператоров, которые и сегодня не всегда в состоянии выполнять финансовые требования и обеспечивать предусмотренные законом гарантии. В частности, чиновниками предлагается увеличить минимальный объем фингарантий с 30 до 50 млн рублей, что однозначно поставит под угрозу существование нишевых и региональных компаний», — отметили в Уральской ассоциации туризма. При этом для крупных туроператоров в законе предлагается поставить объем фингарантий в зависимость от оборота компании, в связи с чем он возрастет до 2-3 млрд рублей и более. «Такая ситуация вызовет волну мошенничества, связанного с выдачей ничем не обеспеченных страховок. Мы отправляли в Центробанк как к регулятору страховщиков письмо с аналогичным предложением ответственности страховщиков – ответа нет. При этом уже сейчас на туррынок пытаются пробиться никому не известные страховые компании, что грозит повторением ситуации с «Восхождением», — добавил Юрий Барзыкин.
При этом туроператоры пытаются «выцарапать» у страховщиков право обеспечения собственной ответственности в собственные руки. Так, Ассоциация туроператоров России (АТОР) предложила отказаться от практики выплаты страховщиками компенсаций туристам за сорванный отдых и заменить ее новой схемой. «Мы хотим убрать обязательное страхование. Туроператоры готовы платить за сорванный по их вине отдых самостоятельно и решать эти проблемы внутри отрасли, как мы предлагали изначально, причём способ этот нами опробован», — рассказала Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации. АТОР предлагает осуществлять такие выплаты из фонда персональной ответственности туроператора, который компания будет формировать за свой счет. «Наше предложение — вносить в фонд персональной ответственности по 500 рублей за человека исходя из прогнозного количества клиентов туроператора на полгода вперед», — отметила эксперт.
При этом страховщики с этим полностью солидарны: «Страховщики очередной раз подтвердили свою позицию, что в нынешних условиях страхование гражданской ответственности туроператоров не представляется возможным для страховых компаний, поэтому они предлагают удалить его из разряда обязательных», — рассказал Андрей Гаврилов, президент Альянса Туристических Агентств (АТА). При этом представители страховщиков предлагают «возложить» обеспечение турбизнеса на банки, что тоже нереально. «Финансово это слишком тяжело для туроператоров. Требования банков предполагают обеспечение на полную сумму, что в нынешних условиях нереально для туроператоров», — отметил Андрей Гаврилов.
Дополнительно АТОР предлагает учредить фонд коллективной ответственности туроператоров. Он будет использоваться, если средств персонального фонда окажется недостаточно для выплаты компенсаций, пояснила в Ассоциации. Взносы в этот фонд предлагаются в размере 100 рублей с человека исходя из прогнозного числа туристов за полгода. «В случае проблем сначала выплачиваются средства из фонда персональной ответственности туроператора, потом, при их недостаточности – из фонда коллективной ответственности. Таким образом у нас получается три фонда», — рассказал Андрей Гаврилов (третий – неотменяемая «Турпомощь»). По оценке эксперта, впрочем, проще создать один фонд в рамках СРО и из него осуществлять выплаты и на оказание помощи и на компенсации ответственности.
Предложение встретило и более жесткую критику экспертов. «Мы категорически это не поддерживаем, просто некому это будет платить, третий фонд рынок не осилит. Такое впечатление, что крупные операторы хотят подстраховаться за счет «массовки» средних, но именно средний класс в турбизнесе сейчас несет основные потери и при обложении дополнительными поборами «массовки» просто не будет. Такие турфирмы уйдут или в агентские сети или в тень, а по коллективным фондам получается так, что именно массовка обеспечивает тех, кто несёт основные риски», — отметил Юрий Барзыкин.
«Сейчас совершенно другая экономическая ситуация, что мы и пытаемся донести до чиновников из Минкульта. Если вы хотите убить туроператоров – то ничего не надо делать, они и так сгинут чисто из-за экономических условий», — дополнил Юрий Барзыкин. Впрочем, по его оценке у турбизнеса ещё есть шанс донести свою точку зрения до контролирующего министерства и правительства в целом, ведь нереализуемость законопроекта стала очевидной, и «гонка» по его принятию медленно затормаживается. «По итогам вчерашнего заседания в Госдуме на следующую неделю намечена рабочая встреча в Минкульте, а через две недели заседание комитета Госдумы. Таким образом, установки принять закон к февралю уже нет, по нему можно начинать спокойно работать. Лишь к середине февраля может пройти первое чтение, и по нашим оценкам итоговая версия закона будет принята не раньше осенней сессии Госдумы. Так что тем туроператорам, кто размышлял – страховаться или не страховаться, надеясь на новую версию закона с отмененными фингарантиями, можно посоветовать срочно искать страховщика», — резюмировал Юрий Барзыкин.