pro.tonkosti.ru

Тема СРО сейчас остра настолько, что, кажется, еще чуть-чуть, и на эти три буквы у турагентов разовьется аллергия. Нервы уже не выдерживают даже у наиболее видных представителей рынка: из-за разногласий по поводу СРО целых три крупные сети агентств покинули АТА. Столь сильный накал страстей и бурное обсуждение СРО говорит лишь об одном: вопросов на эту тему существует гораздо больше, чем ответов.

На выездной конференции АТА, только что прошедшей в Турции, участники получили возможность задать самые каверзные вопросы представителям Альянса и максимально подробно разобраться во всех нюансах и тонкостях идеи внедрения СРО в туризме. Представители Альянса охотно отвечали, вдохновляя агентов на скорейшее создание профессиональных объединений.

Что такое СРО?

Основные принципы устройства саморегулируемой организации отражены в соответствующем Федеральном законе. Если в двух словах, то СРО — это некоммерческое объединение предпринимателей, которые занимаются определенным видом деятельности. Таким образом, членами турагентской СРО (в отличие от старейшего объединения отрасли, РСТ) могут быть только турагенты, в нее не могут входить туроператоры или, например, экскурсионные гиды.

Среди требований, которые предъявляются законом к структуре организации, основными являются следующие:

  • наличие внутренних стандартов и правил ведения деятельности, которые должны соблюдаться всеми участниками СРО;
  • наличие фонда персональной имущественной ответственности каждого участника СРО, из которого выплачиваются компенсации пострадавшим потребителям тех продуктов и услуг, которые предоставляют компании-участники;
  • фонд персональной ответственности должен формироваться и расходоваться в соответствии с установленным в организации порядком.

Таким образом, СРО создается с целью упорядочить и наладить работу в своей сфере (в нашем случае — в сфере турагентской деятельности).

В условиях подорванного доверия туристов к представителям отрасли подобные объединения агентств способны существенно снизить напряжение: зная, что агентство является членом СРО, турист понимает, что это надежная организация, работающая по определенному стандарту, но даже если с этой организацией вдруг что-то случится, он не будет брошен на произвол судьбы.

В туризме СРО предлагается формировать следующим образом: агентство подает заявку на вступление, после чего проходит проверку специальной дистанционной комиссии. Критерии, по которым будет приниматься решение о допуске в СРО, пока разрабатываются, но основными станут наличие офиса, профессиональной подготовки сотрудников и соответствие единому стандарту документооборота, в том числе в электронном виде. АТА готов рассмотреть предложения самих участников рынка, поскольку именно они лучше всего понимают, какие нюансы в работе турагентства являются принципиальными для поддержания порядка в турсфере.

Что же касается фонда, АТА предлагает формировать его необременительными даже для самого мелкого турагентства взносами — 1000 RUB в год. В случае если туристы пострадали по вине агентства и не могут рассчитывать на компенсацию от туроператора, а само агентство не в состоянии покрыть все расходы пострадавших, будет задействован именно этот фонд. Кроме того, предполагается, что нерадивое агентство в будущем вернет потраченные средства обратно в общую копилку.

«Сейчас компенсационный фонд формируется на добровольной основе для того, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на бизнес.» ©

Сможет ли столь скромная сумма защитить СРО от мошенников и при необходимости покрыть расходы по компенсации туристам? Ведь даже взносов тысячи участников вряд ли будет достаточно в случае серьезных проблем. Тем не менее, АТА уповает на строгость и ответственность участников рынка, ведь большой опыт работы в туризме позволит им распознать ненадежного кандидата на вступление в СРО и не пустить его в объединение.

Зачем и кому нужно СРО в туризме?

Прежде всего, СРО призваны упорядочить работу в отрасли, установив определенные стандарты ведения деятельности. И туристы, и туроператоры будут понимать, как взаимодействовать с агентством и чего ждать от него, так же, как все знают, чего ждать от сервиса в отеле определенной звездности.

Кроме того, СРО выступит своего рода фильтром, который очистит рынок от недобросовестных и непрофессиональных агентов: они либо не смогут вступить в объединение, либо не справятся с регулярными аттестациями, которые будут проводиться среди участников СРО.

Еще одна важная функция СРО — помощь государственным органам в регулировании отрасли. В дополнение к имеющимся законам и судебным процедурам СРО обладает определенными механизмами, которые усилят контроль за туррынком и позволят наладить более цивилизованные отношения между его участниками. При этом важно, что все процессы будут не только формализованы и приведены к единым стандартам, за ними постоянно будут следить сами участники рынка, профессионалы, в чьих интересах максимально обезопасить отрасль от мошенников. А фонды СРО избавят государство от необходимости выплачивать компенсации пострадавшим, и туррынок наконец станет независимым и самостоятельным.

СРО и коррупция

Многие считают, что СРО — заведомо коррумпированная структура. Особенно если вспомнить ситуацию с лицензиями на турагентскую деятельность. Однако вступить в профессиональную организацию и получить бумажку, дающую право на ведение бизнеса — не одно и то же. Решение о том, будет ли конкретное агентство принято в ряды СРО (и, соответственно, иметь законное право заниматься агентской деятельностью), будет приниматься целой комиссией, а не одним человеком, которому, теоретически, можно было бы заплатить за «правильное» решение. Охватить целый коллектив профессионалов, заинтересованных в честной игре, мягко говоря, проблематично.

«Мы ведь все не хотим мошенников на рынке, мы не хотим недобросовестных и непрофессиональных агентов — каким образом от них избавиться, кроме как через СРО?» ©

Само решение будет приниматься не только на основе каких-то формальных критериев, которые можно подделать или сфабриковать. Будет проводиться комплексный анализ деятельности потенциального участника СРО, вдобавок, каждый член дистанционной комиссии будет иметь право задать любой каверзный вопрос, чтобы вывести возможного мошенника на чистую воду.

Фонд персональной ответственности также защищен от расхищения: деньги, находящиеся в нем, будут иметь специальный статус использования, а решение об осуществлении выплат будет приниматься коллективно. То есть, даже распорядитель этого счета, который отвечает за перечисление средств, не будет иметь возможности осуществить платеж без решения наблюдательного совета.

Почему одни агентства должны отвечать за ошибки других?

Коллективная ответственность — основной принцип существования СРО. Именно она побуждает участников ответственно и тщательно выбирать тех, кого стоит пускать в объединение, а кого оставить «за бортом». Кроме того, каждый случай, когда необходимо пустить в ход фонд СРО, рассматривается и анализируется комиссией, а значит, и мошенникам на рынок проникнуть будет сложнее.

С другой стороны, любые кассы взаимопомощи ослабляют ответственность. Агентство может не рассчитать своих сил и прогореть, а отвечать придется, по сути, всем остальным, более осторожным членам СРО. Поэтому, помимо всего прочего, необходимо контролировать финансовое состояние всех участников. Однако как осуществлять этот контроль пока не понятно.

Альтернативы СРО

По мнению АТА на данный момент альтернатив агентским СРО нет. Стандартизация работы рынка возможна только изнутри, силами самих его участников, поэтому введение, например, обязательного госреестра агентств по аналогии с туроператорским — затея бессмысленная. Реестр агентств есть и сейчас, кроме того, среди поправок к отраслевому законопроекту он также предлагался, однако только АТА предложила более-менее четко сформулированную схему работы организации, призванной обезопасить и оздоровить рынок. И хотя проект требует доработок, и многие нюансы еще не определены, Альянс считает, что это наиболее правильный путь к светлому будущему российской туристической отрасли.

13 апреля 2015 г.
http://pro.tonkosti.ru/mneniya/sro_instruktsiya_po_primeneniyu-40907241

Дата:
Категория СМИ о нас