Предлагаемые изменения (выдержки):

  1. В части правового регулирования договора о реализации туристского продукта
  • разработана новая редакция терминов «туристский продукт», «экстренная помощь», предлагаются к введению новые понятия «реализация туристского продукта дистанционным способом», «электронная путевка» (пункт 1) статьи 1 законопроекта) и устанавливается ведение реестра договоров о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта (пункт 11) статьи 1 законопроекта);
  • дополнены существенные условия договора о реализации туристского продукта:
    • обязательное наличие билета «туда – обратно» или по иному согласованному маршруту;
    • наличие документа о бронировании гостиницы (подпункт б) пункта 7) статьи 1 законопроекта);
  • введено обязательное письменное информирование туриста о возможности добровольно достраховаться от финансовых рисков в связи с прекращением (приостановлением) туроператором деятельности (подпункт а) пункта 5) и подпункт в) пункта 7) статьи 1 законопроекта);
  • права туриста расширены, в том числе право туриста на получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре/турагенте в соответствующий реестр (подпункт а) пункта 5) статьи 1 законопроекта);
  • вводится электронный реестр договоров.
  • предусматривается возможность заключения договоров о реализации туристского продукта дистанционным способом.
  1. В части формирования фондов для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам
  • создается два фонда:
    • Фонд персональной ответственности – для экстренной помощи туристам конкретного туроператора в сфере выездного туризма. Фонд формируется в виде финансового обеспечения (банковская гарантия или договор счета эскроу) из расчета 100 рублей (минимальный лимит) на туриста (на основании прогнозного числа туристов). Ассоциация «Турпомощь» имеет право вносить предложения по увеличению минимального размера финансового обеспечения на одного туриста в установленном порядке (пункт 16) статьи 1 законопроекта);
    • Резервный фонд (переименовывается существующий «компенсационный фонд»), используется в качестве «резерва» – расходуется в случае нехватки средств фонда персональной ответственности или в случае невозможности оперативного использования средств фонда персональной ответственности (с обязательным последующим возвратом в резервный фонд произведенных выплат). Устанавливается вступительный взнос в размере 100 тысяч рублей для всех туроператоров в сфере выездного туризма и ежегодные фиксированные взносы в денежной форме в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, дифференцированно для туроператоров в зависимости от количества туристов, которым был реализован туристский продукт в течение календарного года (пункт 15) статьи 1 законопроекта).
  1. В части финансового обеспечения ответственности туроператоров/турагентов
  • Вводится определение «общая годовая цена туристского продукта в сфере выездного туризма» как показателя, на основе которого определяется размер финансового обеспечения туроператора в сфере выездного туризма, а также скорректирован размер финансового обеспечения: 3% (на 2015 год), а с 2016 года 5% от общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма, но не менее 50 миллионов рублей (пункт 17) статьи 1 законопроекта);
  • Устанавливается открытый перечень способов финансового обеспечения ответственности туроператора (договор страхования и/или банковская гарантия и/или договор счета эскроу и/или иное финансовое обеспечение, предусмотренное гражданским законодательством Российской Федерации), которые могут применяться как в комплексе, так и по отдельности (подпункт а) пункта 3) статьи 1 законопроекта);
  • Устанавливается обязательное наличие у турагента банковской гарантии и/или иного финансового обеспечения, предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации, на сумму не менее 500 тысяч рублей (пункт 4) статьи 1 законопроекта).
  1. В части регулирования туроператорской деятельности, в том числе деятельности туроператоров в сфере выездного туризма
  • вводятся квалификационные требования к лицам, занимающим должность руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера (подпункт а) пункта 3) статьи 1 законопроекта);
  • устанавливается запрет на осуществление деятельности туроператорами, не включенными в реестр, и ссылка на уголовную ответственность за незаконную туроператорскую деятельность (подпункт б) пункта 3) статьи 1 законопроекта), а также устанавливается обязательная выдача туроператору свидетельства о внесении сведений о нем в реестр туроператоров (подпункт з) пункта 3) статьи 1 законопроекта);
  • предлагается установить обязанность туроператора предоставлять для внесения в реестр сведения о перечне турагентов, с которыми туроператором заключены договоры в целях продвижения и реализации туристского продукта (авторизованные турагенты); данная норма вступает в силу через шесть месяцев после опубликования закона (подпункт д) пункта 3) статьи 1 законопроекта, статья 5 законопроекта);
  • предлагается установить обязанность проведения туроператорами в сфере выездного туризма обязательного ежегодного аудита, а также формализовать требования к бухгалтерскому учету и отчетности (пункт 20) статьи 1 законопроекта);
  • расширен перечень оснований для исключения туроператоров из реестра (подпункт и) пункта 3) статьи 1 законопроекта);
  • устанавливаются дополнительные меры государственного надзора и контроля за туроператорской деятельностью (пункт 22) статьи 1 законопроекта).
  1. В части регулирования турагентской деятельности
  • вводится обязательное формирование и ведение единого федерального реестра турагентов, а также формализуется порядок внесения, изменения и исключения сведений о турагенте в/из реестр(а), включая перечень представляемой информации и основания для отказа во внесении сведений о турагенте в реестр (пункт 4) статьи 1 законопроекта);
  • устанавливается запрет на осуществление деятельности турагентами, не включенными в реестр, и ссылка на уголовную ответственность за незаконную турагентсткую деятельность, а также обязательная выдача турагенту свидетельства о внесении сведений о нем в реестр турагентов (пункт 4) статьи 1 законопроекта); положения об обязательном внесении сведений о турагенте в реестр вступают в силу через 6 месяцев после опубликования закона (статья 5 законопроекта);
  • вводятся квалификационные требования к лицам, занимающим должность руководителя, его заместителя и главного бухгалтера (пункт 4) статьи 1 законопроекта);
  • устанавливаются дополнительные меры государственного надзора и контроля за турагентской деятельностью (пункт 22) статьи 1 законопроекта).
  1. В части распределения ответственности
  • вводится разграничение ответственности между Туроператором и турагентом.
  • Туроператор и Турагент несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и/или иным заказчиком.
  • Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и/или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение каждым из них своих обязательств по договору о реализации туристского продукта.
  • Туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность несет третье лицо.
  • Турагент обязан (и несет ответственность за выполнение своих обязанностей):
    • предоставить туристу или иному заказчику туристского продукта необходимую информацию, предусмотренную законодательством РФ;
    • уведомить туроператора о заключении договора о реализации туристского продукта и согласовать с туроператором условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) в порядке, предусмотренном договором между турагентом и туроператором;
    • осуществить передачу туроператору денежных средств, полученных от туриста или иного заказчика туристского продукта, если иной порядок оплаты цены туристского продукта не предусмотрен соглашением между турагентом и туроператором. Турагент является исполнителем по договору о реализации туристского продукта в части указанных обязанностей.
  1. В части требований к договорам фрахтования
  • устанавливаются требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым для целей организации перевозки туристов (в том числе предоставление туроператором перевозчику финансовых гарантий по оплате договора, обязанность туроператора выдать туристу билет «туда-обратно» или по иному согласованному маршруту (пункт 9) статьи 1 законопроекта).
  • к существенным условиям договора фрахтования, заключаемого фрахтовщиком (его агентом) с туроператором, а также иного договора, для цели перевозки туристов, относятся:
    • предоставление туроператором фрахтовщику (агенту фрахтовщика) или иному участнику договора, заключаемого для целей организации перевозки туристов, гарантий оплаты по договору (банковская гарантия, банковский вклад (депозит), договор счета эскроу и т.п.);
    • наличие банковской гарантии, банковского вклада (депозита) или договора счета эскроу, обеспечивающего оплату по договору фрахтования или иному договору, заключаемому для целей организации перевозки туристов;
    • обязанность туроператора выдать туристу электронный пассажирский билет, подтверждающий право туриста на перевозку по оговоренному маршруту в порядке и сроки, установленные настоящим Федеральным законом, с обязательным указанием сведений о пассажире (фамилия и другие сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами);
    • положение, гарантирующие возвращение туриста из страны временного пребывания независимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора.
  1. В части административной и уголовной ответственности туроператоров
  • вносятся уточнения в составы правонарушений по статье 14.51 КоАП: осуществление туроператором/турагентом деятельности без внесения в реестр; нарушение  туроператором/турагентом порядка определения размера финансового обеспечения; осуществление туроператорской деятельности в сфере выездного туризма туроператором, не являющимся членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма (пункт 1) статьи 2 законопроекта);
  • в статье 14.51 КоАП повышены размеры административных штрафов: для должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; для юридических лиц – от 200 тысяч до 500 тысяч рублей (пункт 1) статьи 2 законопроекта); а также вводится новый вид наказания для должностных лиц – дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года (пункт 1) статьи 2 законопроекта);
  • вносятся изменения в статью 171 УК РФ в части незаконной туроператорской/турагентсткой деятельности без внесения сведений о туроператоре/турагенте в реестр (статья 4 законопроекта).

Материалы по теме


Дата: